Навигация |
---|
Поиск по сайту
RSS 2.0 новости | ||
---|---|---|
|
TeamViewer
TeamViewer - решение "всё в одном" для удалённого доступа и поддержки через Интернет
Понедельник—пятница, с 8.00 до 17.00
Продуктовый набор для детей и подростков,его характеристика
Для обеспечения растущего организма энергией, всеми необходимыми веществами специалистами Научно – исследовательского института питания РАМН составлены среднесуточные наборы пищевых продуктов для обучающихся в разных типах образовательных учреждений (табл. 4 – 8). Перечни пищевых продуктов вошли в соответствующие Санитарно – эпидемиологические правила и нормативы и утверждены Постановлениями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации.
Рекомендуемые среднесуточные наборы пищевых продуктов, в том числе используемые для приготовления блюд и напитков, для обучающихся общеобразовательных учреждений (СанПиН 2.4.5.2409 – 08)
Наименование продуктов
|
Количество продуктов в зависимости от возраста обучающихся
|
|||
в г, брутто
|
в г, мл, нетто
|
|||
7 -10 лет
|
11 – 18 лет
|
7 -10 лет
|
11 – 18 лет
|
|
Хлеб ржаной
|
80
|
120
|
80
|
120
|
Хлеб пшеничный
|
150
|
200
|
150
|
200
|
Мука пшеничная
|
15
|
20
|
15
|
20
|
Крупы, бобовые
|
45
|
50
|
45
|
50
|
Макаронные изделия
|
15
|
20
|
15
|
20
|
Картофель
|
250*
|
250*
|
188
|
188
|
Овощи свежие, зелень
|
350
|
400
|
280**
|
320**
|
Фрукты (плоды) свежие
|
200
|
200
|
185**
|
185**
|
Фрукты (плоды) сухие, в т.ч. шиповник
|
15
|
20
|
15
|
20
|
Соки плодовоовощные, напитки витаминизированные, в т.ч. инстантные
|
200
|
200
|
200
|
200
|
Мясо жилованное (мясо на кости) 1кат.
|
77 (95)
|
86 (105)
|
70
|
78
|
Цыплята 1- й кат. Потрошенные (куры 1 – й кат. п/п)
|
40(51)
|
60(76)
|
35
|
53
|
Рыба - филе
|
60
|
80
|
58
|
77
|
Колбасные изделия
|
15
|
20
|
14,7
|
19,6
|
Молоко (массовая доля жира 2,5%, 3,2%)
|
300
|
300
|
300
|
300
|
Кисломолочные продукты (массовая доля жира 2,5%, 3,2%)
|
150
|
180
|
150
|
180
|
Творог (массовая доля жира не более 9%)
|
50
|
60
|
50
|
60
|
Сыр
|
10
|
12
|
9,8
|
11,8
|
Сметана (массовая доля жира не более 15%)
|
10
|
10
|
10
|
10
|
Масло сливочное
|
30
|
35
|
30
|
35
|
Масло растительное
|
15
|
18
|
15
|
18
|
Яйцо диетическое
|
1шт.
|
1шт.
|
40
|
40
|
Сахар***
|
40
|
45
|
40
|
45
|
Кондитерские изделия
|
10
|
15
|
10
|
15
|
чай
|
0,4
|
0,4
|
0,4
|
0,4
|
какао
|
1,2
|
1,2
|
1,2
|
1,2
|
Дрожжи хлебопекарные
|
1
|
2
|
1
|
2
|
соль
|
5
|
7
|
5
|
7
|
Примечание:
* Масса брутто приводится для нормы отходов 25%
** Масса нетто является средней величиной, которая может меняться в зависимости от исходного вида овощей и фруктов и сезона года. При формировании меню целесообразно обеспечивать выполнение натуральных норм питания в соответствии с данными, приведенными в столбце нетто.
*** В том числе для приготовления блюд и напитков, в случае использования продуктов промышленного выпуска, содержащих сахар (сгущенное молоко, кисели и др) выдача сахара должна быть уменьшена в зависимости от его содержания в используемом готовом продукте.
|
Рекомендуемые наборы пищевых продуктов для обучающихся образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования при двух и четырехразовом питании (СанПиН 2.4.5.2409 – 08)
Наименование продуктов
|
Количественные величины, г брутто
|
|
При четырехразовом питании
|
При двухразовом
питании
|
|
Мясо
|
160
|
130
|
Колбасные изделия
|
10
|
5
|
Субпродукты
|
30
|
15
|
Рыба, в т.ч.
|
70
|
60
|
Сельдь
|
5
|
5
|
Яйцо
|
0,7
|
0,5
|
Молоко и кисломолочные продукты
|
300
|
100
|
Творог полужирный
|
60
|
35
|
Сметана 30% жирности
|
15
|
10
|
Сыр
|
15
|
10
|
Масло сливочное, в т.ч.:
|
25
|
25
|
Порционное
|
20
|
20
|
маргарин
|
30
|
20
|
Масло растительное
|
15
|
10
|
Макаронные изделия
|
20
|
10
|
Крупы
|
60
|
40
|
Бобовые
|
8
|
5
|
Мука пшеничная
|
50
|
15
|
Сухари пшеничные
|
10
|
5
|
крахмал
|
3
|
2
|
Сахар, в т.ч. кондитерские изделия
|
80
|
40
|
Картофель
|
300
|
210
|
овощи
|
350
|
250
|
Томат – пюре
|
10
|
10
|
сухофрукты
|
15
|
10
|
Кофейный напиток
|
2
|
2
|
чай
|
2
|
1
|
какао
|
0,5
|
0,5
|
желатин
|
0,3
|
0,3
|
Фрукты свежие или сок
|
85
|
60
|
специи
|
2
|
1,5
|
соль
|
10
|
7
|
дрожжи
|
1
|
-
|
Хлеб пшеничный
|
280
|
180
|
Хлеб ржаной
|
170
|
120
|
Примечание. Приведенные в табл. 4 и 5 рекомендуемые наборы продуктов не распространяются на социально незащищенные группы обучающихся (детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся и воспитывающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях и других организациях), при организации питания которых следует руководствоваться нормами питания, утвержденными соответствующими актами законодательство Российской Федерации.
|
Нормы питания детей в загородных стационарных учреждениях отдыха и оздоровления детей (СанПиН 2.4.4.1204 – 03)
Наименование продуктов
|
Норма на одного ребенка, г / день, массовой, брутто
|
Хлеб ржаной
|
150
|
Хлеб пшеничный
|
200
|
Мука пшеничная
|
35
|
Мука картофельная
|
3
|
Крупы, бобовые, макаронные изделия
|
75
|
Картофель
|
400
|
Овощи, зелень
|
470
|
Фрукты свежие
|
250
|
Соки
|
200
|
Сухофрукты
|
15
|
Сахар
|
75
|
Кондитерские изделия
|
25
|
Кофе (кофейный напиток)
|
4
|
Чай
|
1
|
Мясо
|
105
|
Птица
|
70
|
Рыба (сельдь)
|
110
|
Колбасные изделия
|
25
|
Молоко, кисломолочные продукты
|
550
|
Творог
|
70
|
Сметана
|
10
|
Сыр
|
12
|
Масло сливочное
|
50
|
Масло растительное
|
18
|
Яйцо
|
1шт.
|
Специи
|
1
|
Соль
|
8
|
Дрожжи
|
1
|
Нормы питания детей и подростков в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей (СП 2.4.4.969 -00)
Наименование продуктов
|
нормы на одного ребенка в день
(граммов в день)
|
|
До 10 лет
|
Старше 10 лет
|
|
Молочные продукты: молоко
|
375
|
500
|
Творог полужирный
|
30
|
40
|
Сметана
|
7,5
|
10
|
Сыр
|
7,5
|
10
|
Мясо, колбасные изделия
|
120
|
160
|
Рыба
|
45
|
60
|
Яйцо
|
1шт.
|
1шт.
|
Хлеб ржаной
|
75
|
100
|
Хлеб пшеничный
|
188
|
250
|
Мука пшеничная
|
7,5
|
10
|
Макаронные изделия, крупы, бобовые
|
56
|
75
|
Сахар, кондитерские изделия
|
60
|
80
|
Мука картофельная
|
6
|
8
|
Дрожжи
|
1,5
|
2
|
Масло сливочное
|
34
|
45
|
Масло растительное
|
12
|
15
|
Картофель
|
263
|
350
|
Овощи, зелень
|
300
|
400
|
Фрукты свежие
|
150
|
200
|
Сухофрукты
|
12
|
15
|
Чай
|
0,75
|
1
|
Кофе, кофейный напиток
|
2
|
2,5
|
Соль
|
6
|
8
|
Специи
|
0,75
|
1,0
|
Примечание. В летний период нормы должны быть увеличены на 10 – 15%.
|
Нормы питания детей в детских яслях, детских садах, яслях – садах и в санаторных дошкольных учреждениях, граммов в день на одного ребенка (СанПиН 2.4.1.1249 – 03)
продукты
|
Для детей в возрасте
|
В санаторных ДОУ
|
|||||
До 3 лет
|
От 3 до 7 лет
|
В возрасте
|
|||||
В учреждениях с пребыванием (часах)
|
До
3 лет
|
От 3
до 7 лет
|
|||||
90-10,5
|
12-24
|
9-10,5
|
12
|
24
|
|||
Хлеб пшеничный
|
55
|
60
|
80
|
110
|
110
|
70
|
110
|
Хлеб ржаной
|
25
|
30
|
40
|
60
|
60
|
30
|
60
|
Мука пшеничная
|
16
|
16
|
20
|
25
|
25
|
16
|
25
|
Мука картофельная
|
3
|
3
|
3
|
3
|
3
|
3
|
3
|
Крупа, бобовые, макаронные изделия
|
20
|
30
|
30
|
45
|
45
|
35
|
45
|
Картофель
|
120
|
150
|
190
|
220
|
220
|
150
|
250
|
Овощи разные
|
180
|
200
|
200
|
250
|
250
|
300
|
300
|
Фрукты свежие
|
90
|
130
|
60
|
60
|
150
|
250
|
300
|
Фрукты сухие
|
10
|
10
|
10
|
10
|
15
|
15
|
15
|
Кондитерские изделия
|
4
|
7
|
10
|
10
|
10
|
10
|
15
|
Сахар
|
35
|
50
|
45
|
55
|
55
|
50
|
60
|
Масло сливочное
|
12
|
17
|
20
|
23
|
25
|
30
|
35
|
Масло растительное
|
5
|
6
|
7
|
9
|
9
|
6
|
10
|
Яйцо (штук)
|
0,25
|
0,5
|
0,5
|
0,5
|
0,5
|
1
|
1
|
Молоко
|
500
|
600
|
420
|
500
|
500
|
700
|
700
|
Творог
|
40
|
50
|
40
|
40
|
50
|
50
|
75
|
Мясо
|
60
|
85
|
100
|
100
|
100
|
120
|
160
|
Рыба
|
20
|
25
|
45
|
50
|
50
|
25
|
70
|
Сметана
|
5
|
5
|
5
|
10
|
15
|
20
|
25
|
Сыр
|
3
|
3
|
5
|
5
|
5
|
10
|
10
|
Чай
|
0,2
|
0,2
|
0,2
|
0,2
|
0,2
|
0,2
|
0,2
|
Кофе злаковый
|
1
|
1
|
2
|
2
|
2
|
1
|
2
|
Соль
|
2
|
2
|
0
|
5
|
8
|
5
|
8
|
Дрожжи
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
Приведенный набор продуктов условно можно разделить на четыре группы в зависимости от того, какую роль они играют в питании.
К первой группе относятся продукты животного происхождения, являющегося источником полноценного белка – белка, содержащего все необходимые элементы для построения тканей организма (молоко и молочные продукты, мясо и мясные продукты, рыба и рыбные продукты, яйца).
Ко второй группе относятся продукты растительного происхождения, которые наряду с продуктами животного происхождения так же являются источником белка, но белок их менее ценен. Продукты этой группы высококалорийны и важны как источник углеводов (мука, хлеб ржаной и пшеничный, крупы, бобовые, макаронные изделия).
К третьей группе продуктов относятся жиры. Они отличаются наибольшей калорийностью – 100 г жира содержат 780-930 ккал, что в 2 -3 раза больше калорийности других продуктов. Степень усвояемости жиров колеблется от 80 до 98% и во многом зависит от температуры их плавления. Жиры служат для человека единственным источником жирорастворимых витаминов, а так же ненасыщенных жирных кислот. Калорийность сливочного масла на 15-20% ниже калорийности растительного масла.
В четвертую группу продуктов входят овощи и фрукты.
Молоко и молочные продукты. Из белков молока выделено 30 аминокислот, которые участвуют в построении тканей человеческого организма. Белки молока являются полноценными и по составу приближаются к идеальным. Содержание жиры в молоке колеблется от2,5 до 4,5%. Однако ценнейших полиненасыщенных жирных кислот почти нет. Вот поэтому наряду с обычными молочными продуктами выпускаются и те, в которых содержание жира составляет 4,4%. Лактоза усваивается не всеми. В организме некоторых людей не хватает фермента лактазы, либо она недостаточно активна. Нерасщепленная лактоза подвергается активному процессу брожения (пучит живот). При непереносимости лактозы молоко противопоказано, зато кисломолочные продукты можно употреблять без опасений. В молоке содержаться витамины А,В1,В2, РР,D,Е.
Для растущего организма молоко – основной источник кальция (120 мг в 100 г молока) и фосфора (91 мг в 100 г). Соотношение их в молоке оптимально. Однако в молоке мало железа и меди, поэтому строгая молочная диета обедняет организм и снижает иммунитет.
Молоко способствует лучшему усвоению других пищевых продуктов, поэтому целесообразно подавать его с кашами, картофелем, макаронными изделиями.
В питании детей рекомендуется использовать молоко кипяченое. Однако многим детям не нравится вкус кипяченого молока. Кроме того, при кипячении часть белков свертывается, что снижает их усвояемость. В кипяченом молоке образуются слизи, из – за которых диетологи не рекомендуют пить кипяченое молоко при бронхиальной астме, насморке, некоторых желудочно – кишечных и кожных заболеваниях. Но эти «минусы» свойственны молоку лишь после традиционного кипячения и не распространяются на молоко длительного хранения, выпускаемого молокозаводами. На молокозаводах установлено специальное оборудование, в нем молоко нагревают до 135-150%С в течении несколько секунд, затем быстро охлаждают и разливают по пакетам на автоматических линиях в асептических условиях. В результате молоко освобождается от нежелательной деятельности бактерий и вместе с тем сохраняет свои полезные качества.
Кисломолочные напитки в диетическом отношении более ценны, чем молоко, так как обладают высокими лечебно – профилактическими свойствами, лучшей усвояемостью. Диетические и лечебные свойства кисломолочных напитков объясняются благоприятным воздействием на организм человека молочнокислых бактерий и веществ, образующихся в результате их жизнедеятельности (молочной кислоты, углекислого газа, спирта, витаминов, антибиотиков).
Кисломолочные продукты, выпускаемые промышленностью, делятся на 2 группы : напитки, получаемые только путем молочнокислого брожения (йогурты, простокваши, ацидофильное молоко и др.), и напитки, вырабатываемые в результате смешанного молочнокислого и спиртового брожения (кефир, кумыс, ацидофильно-дрожжевое молоко и др.).
По данным анкетирования среди детей разных возрастных групп особой популярностью пользуются йогурты. В каждом грамме йогурта обитают миллионы полезных микроорганизмов. Йогурт помогает при дисбактериозах, повышает иммунитет. Однако он должен содержать живые микроорганизмы, иначе значительная часть полезности теряется.
Не меньшей популярностью у детей пользуется кефир. Он легко усваивается, не приедается, быстро вызывает чувство сытости (впрочем, скоро проходящее), является освежающим и слегка возбуждающим напитком. Особенно ценен кефир для страдающих малокровием, детей с пониженным аппетитом, с вяло протекающим процессом пищеварения. Нежирный кефир несколько усиливает выведение жидкости из организма. Поэтому такой кефир полезен детям с избыточным весом, а так же страдающим сахарным диабетом, заболеваниями почек и сердца, сопровождающимися отеками. Следует ограничить употребление кефира только при повышенной секреции желудочного сока.
В зависимости от длительности хранения кефир подразделяют на одно -, двух -, трехдневный. Однодневный кефир – маложирный, содержит 0,2% спирта, на желудочно-кишечный тракт оказывает послабляющее действие. Двухдневный кефир кислее. Трехдневный кефир еще более кислый, он задерживает стул. Мнение, что кефир опасен для детей из-за содержания в нем спирта, ошибочно. Процент его незначителен, зато кефир раздражающе действует на вкусовые нервные окончания, улучшает аппетит, тонизирует деятельность сердечно – сосудистой и нервной систем, нормализует и улучшает работу почек и кишечника. Чем выше кислотность кефира, тем большим сокогонным действием она обладает.
Многие продукты, изготовленные на основе молока обладают функциональными свойствами. Они содержат биологически активные компоненты, которые при регулярном потреблении обеспечивают полезное воздействие на организм человека в целом или на его отдельные функции. Обогащение продукта активными компонентами происходит на стадии производства. Лечебно-профилактические свойства функциональных молочных продуктов обусловлено применением пробиотиков - лактобактерий, бифидобактерий. Термин «прибиотик» противоположен по смыслу термину «антибиотик». Побочным действием антибиотиков является уничтожение полезной внутренней микрофлоры. Пробиотики восстанавливают микробный баланс в организме человека. При применении пробиотиков снижается уровень холестерина; восстанавливается микрофлора после применения антибиотиков; улучшается состояние при диарее; ослабляются экземы у детей и др.
Особое значение в питании детей имеет творог, пищевые вещества которого обладают теми же питательными свойствами, что и содержащиеся в молоке. Благодаря высокому содержанию кальция в твороге он является лечебным лекарством при рахите, малокровии, туберкулезе. Полезен творог и детям с больными почками. В зависимости от исходного сырья (цельное или обезжиренное молоко) творог, вырабатываемый промышленностью, делится на жирные, полужирные и обезжиренные сорта.
У детей популярны творожные пасты с разными наполнителями: сахаром, медом, изюмом, курагой, черникой, орехами, фруктами и др., выпускаемые промышленностью.
Сыр по существу является белково-жировым концентратом. Содержание белков в нем колеблется от 10 до 30%, жира – 19-33% ( в сухом веществе – до60%). Высокое содержание незаменимых аминокислот в белках сыра придает ему повышенную биологическую ценность. Усвояемость белков сыра более 95% и приближается к усвояемости белков куриных яиц. Калорийность сыра определяется массовой долей жира, содержание его определяет и консистенцию (маслянистость, эластичность) продукта.
Из минеральных веществ в сырах присутствует в больших количествах хорошо усвояемый кальций (от100 до 1200 мг/100г продукта).
Жирорастворимые витамины А, D и Е из молока практически полностью переходят в сыр сохраняются в нем. Водорастворимые витамины ( С, группа В) теряются с сывороткой ( до 45%). Однако при созревании сыра происходит синтез витаминов В1, В6, пантотеновой, фолиевой кислоты.
В соответствии с ГОСТом сыродельной промышленности сыры подразделяются на сычужные и плавленые.
К сычужным сырам относятся: сыры сычужные твердые (группа швейцарского, голландского, чеддера); сыры сычужные полутвердые (латвийский, пикантный, каунасский, валмиерский и др.); сыры сычужные мягкие (рокфор, домашний, любительский, адыгейский, сливочные сыры); сыры рассольные (брынза, сулугуни, осетинский и др.).
Плавленые сыры по пищевой ценности практически не уступают натуральным. Они содержат 20-60% молочного жира, полноценные белки ( 20-25%), большое количество солей кальция и фосфора. Область применения их шире натуральных сыров. В связи с тем, что плавленые сыры подвергаются тепловой обработке, они содержат меньшее количество микроорганизмов. В результате плавления сыры приобретают новые свойства: вкус может изменяться за счет внесения пищевых наполнителей, специй. Плавленые сыры не имеют корки и стойки при хранении. В зависимости от вида сыра, его свойства, технологии приготовления плавленые сыры подразделяются на видовые группы: ломтевые, пастообразные, сладкие, консервные, к обеду.
В рацион детей и подростков рекомендуется включать сычужные сыры твердых сортов (кроме острых) с наименьшей жирностью, пластифицированные сырные массы, а так же специализированные плавленые сыры для детского и диетического питания, при производстве которых не используется фосфаты.
Не менее важным в питании детей являются и такие продукты переработки молока, как сливки, сметана, сливочное масло, использование которых резко повышает калорийность любого рациона.
Мясо и мясные продукты. Белки мяса содержат все незаменимые аминокислоты, которые хорошо сбалансированы. Калорийность мяса, прежде всего, определяется наличием в нем жира (от 0,32 до 33%). Жирное мясо беднее белками, к тому же в нем много насыщенных жирных кислот, что затрудняет его перевариваемость и усвояемость организмом. Это необходимо учитывать при выборе вида мяса для питания детей.
Мясо – важнейший источник хорошо усвояемого железа, а так же фосфора и калия; оно бедно кальцием и магнием, поэтому мясо нужно комбинировать с пищевыми продуктами, богатыми ими. Много в мясе витамина группы В.
Для детского питания рекомендуется использовать говядину, телятину, нежирную ( мясную) свинину, а так же мясо кур и кроликов. По сравнению с мясом животных куры содержат больше белков и экстрактивных веществ, меньше соединительной ткани. Жир птицы легкоплавкий, поэтому мясо птицы хорошо усваивается детским организмом.
Из субпродуктов особенно богата минеральными веществами (калий, железо, фосфор, кобальт, медь и др.) и витаминами (А, D, В1 ,В2 ,РР) печень. Кроме печени в питании детей можно использовать язык, сердце.
Из колбасных изделий в питании школьников ограничено используют сосиски, сардельки (говяжьи), вареные колбасы.
Рыба и рыбные продукты по пищевой ценности близки к мясу животных. Однако у рыб больше полноценных белков, меньше грубой соединительной ткани, поэтому рыба после тепловой обработки имеет нежную консистенцию и легко переваривается. Белки многих океанических рыб ( трески, минтая, скумбрии и др.) содержат в значительном количестве три незаменимые аминокислоты: лизин, метионин, триптофан.
Содержание жира в рыбе колеблется от 0,1 до 25%. Жиры рыб являются ценным источником ненасыщенных жирных кислот, кроме того, жиры богаты витаминами ( А, D).
Из минеральных веществ в рыбе имеются кальций, фосфор находятся в соотношении, наиболее благоприятном для усвоения организмом.
При выборе рыб для питания детей помимо питательности необходимо учитывать и содержание костей. Рекомендуется треска, морской окунь, хек, минтай, сом, навага, сайда, пикша, горбуша.
Не рекомендуется использовать в питании детей морскую рыбу с темным мясом ( скумбрия, ставрида, тунец), так как ней много гистидина. Продукты его распада в больших количествах могут вызвать тяжелые пищевые интоксикации.
В меню детей и подростков можно включать и блюда из нерыбных продуктов моря – креветок, кальмаров и др. При малой жирности эти продукты являются источником полноценных белков, а по содержанию микроэлементов они намного превосходят мясо рыб.
Яйца куриные широко применяются в детском питании. Их аминокислотный состав считается близким к оптимальным потребностям человеческого организма. Состав белка и желтка неодинаков. Желток яйца помимо высококачественных белков содержит значительное количество жира, фосфатидов и железа, легко усвояемые кальций и фосфор, а так же витамины A, D, E, B6 ,B12. В желтке содержится до 17% жироподобного вещества лецитина, играющего важную роль в регулировании жирового обмена. Сочетание в яйцах фосфатидов и железа стимулирует кроветворную функцию организма. Белок яйца – вителлин – играет важную роль в формировании центральной нервной системы.
Наиболее благоприятны для усвоения яйца, сваренные всмятку; омлеты. Однако для санитарной безопасности в образовательных учреждениях рекомендуется варить яйца не менее 10 мин с момента закипания.
Хлеб и хлебобулочные изделия – источник энергии, содержащий значительное количество белков, минеральных веществ, витаминов группы В, пищевых волокон. Белки хлеба являются полноценными из-за отсутствия в них таких важных аминокислот, как лизин и треонин.
Хлеб обеспечивает всей массе пищи благоприятную структуру, что способствует более полному смачиванию ее пищеварительными соками. Вместе с хлебом лучше усваиваются и другие продукты.
В питании детей следует использовать как ржаной, так и пшеничный хлеб, которые значительно различаются. Пшеничный хлеб имеет несколько большую калорийность, содержит белков и легче переваривается. Однако ржаной хлеб содержит пищевые волокна и более ценные белки, в которых больше лизина.
Крупы в детском питании используются в широком ассортименте. Кроме белков и углеводов в крупах содержатся витамины В1, В6, РР, минеральные вещества (магний, фосфор, калий). Крахмал, содержащийся в крупах, медленно усваивается организмом. Поэтому каши способствуют ощущению сытости в течении длительного времени. Слизи, которых особенно много содержится в овсяной, перловой крупе, рисе и геркулесе, подавляют развитие гнилостных микроорганизмов, полезны при ожирении и некоторых заболеваниях кишечника.
По калорийности на первом месте стоит овсяная крупа, богатая минеральными веществами и витаминами. Хлопья геркулес и толокно из овсяной крупы, приготовленные с молоком, являются ценными питательными продуктами, обогащенными кальцием и хорошо усваивающимися.
Гречневая крупа содержит значительное количество белка (10-13%) с благоприятным соотношением аминокислот. При сочетании гречневой каши с молоком белковый состав ее считается оптимальным для человеческого организма.
Пшено ценится не так высоко, однако пшенная каша с молоком и сливочным маслом широко используется в питании детей.
Крупы из ячменя (перловая, ячневая) отличаются значительным содержанием пищевых волокон (клетчатки), что несколько снижает их усвояемость. При использовании ячменных круп в детском питании следует отдавать предпочтение зернам меньшего размера, так как в этом случае они лучше развиваются и полнее усваиваются.
Рис хорошо усваивается, содержит немного белка, богат крахмалом. Благодаря относительно нейтральному вкусу рис в питании используется для различных целей ( каши, пудинги, биточки, гарниры к мясу, супы).
Манная крупа получается из пшеницы, быстро разваривается, в ней много крахмала и белков. Изделия из манной каши отличаются быстрой усвояемостью. Поэтому из манной крупы готовят каши, биточки, запеканки, пудинги.
Макаронные изделия кроме белков и углеводов содержат незначительное количество витаминов, минеральных веществ и клетчатки. Они хорошо перевариваются и широко используются в питании детей. Повышенную ценность имеют макаронные изделия из витаминизированной муки.
Бобовые – горох и фасоль – по калорийности сходны с говядиной средней упитанности. Бобовые разнообразны богатыми витаминами – В, В, К, РР, С и минеральными веществами – кальций, фосфор, магний, железо, йод ( 4 г на 100 г продуктов). Однако усвояемость бобовых низкая вследствие большого количества клетчатки. Поэтому бобовые следует применять умеренно в питании детей, особенно учащихся младших классов.
Сахаристые продукты – сахар, мед и кондитерские изделия – содержат легкоусвояемые углеводы (сахароза, фруктоза, глюкоза). Несмотря на высокую калорийность сахара, применение его должно быть умеренным.
Мед относиться к общеукрепляющим и тонизирующим средствам при истощениях, переутомлениях, нервно-психических нагрузках, ослаблении организма после перенесенных заболеваний. Регулярное потребление меда в питании способствует имуннобиологической активности организма и устойчивости к инфекционным заболеваниям, повышению количества эритроцитов и гемоглобина в крови.
Детям полезно давать мед с молоком и кефиром. Мед нельзя нагревать, так как при этом ухудшаются его вкусовые качества, снижается ферментативная активность и бактерицидность. Желательно, чтобы мед ежедневно входил в рацион детей. Его достаточно давать по одной столовой ложке в день. У некоторых детей мед может вызвать аллергию.
Сладости. Большинство детей любят сладости. Наиболее приемлемы в детском питании мармелад, пастила, глазированные и засахаренные фрукты. Предпочтение следует отдавать кондитерским изделиям, обогащенными микронутриентами (витаминами, минеральными веществами). Не рекомендуется леденцовая карамель. Ограничивается шоколад, так как содержащийся в его составе теобрамин возбуждающе действует на нервную систему.
Картофель – калорийность его практически вдвое выше, чем калорийность многих овощей. Основной энергетический материал – углеводы – предоставлены в нем главным образом крахмалом (19%). Белка в картофеле немного (2%), однако по составу он близок к животным белкам и поэтому хорошо усваивается организмом. Картофель содержит в своем составе много минеральных веществ (1,1г в 100г продукта): соли магния, кальция, калия, железа, фосфора и др. важен картофель и как источник витамина С. Его содержание не так уж велико (около 30 мг в 100г продукта),но, поскольку картофеля употребляется много, он в достаточной мере обеспечивает организм человека в аскорбиновой кислоте.
Белокочанная капуста. Самое ее большое достоинство – способность длительно сохранять витамины, особенно витамин С. Содержащаяся к капусте тартроновая кислота задерживает превращение в организме углеводов в жир, что очень важно в питании детей с избыточной массой. Капуста – хороший источник солей калия, кальция, железа; она содержит значительное количество клетчатки, стимулирующей перистальтику кишечника. Таким образом, в капусте, как ни в одном другом овоще, сосредоточены очень важные для детского организма вещества .
Не менее полезным продуктом является квашенная капуста. В течении 6-8месяцев в ней сохраняется до 70-90% витамина С.
Морковь отличается от других овощей высоким содержанием каротина, витаминов С, РР, фолиевой кислоты. Она незаменима в питании детей, так как способствует росту, оказывает благотворное влияние на зрение, полезна при малокровии. Обнаружены в моркови и фитонциды, поэтому детям полезно давать морковь в сыром виде.
Свекла содержит в своем составе комплекс минеральных элементов, участвующих в кроветворении (медь, марганец), витамин С, каротин, витамины группы В. Поэтому свеклу очень важно включать в рацион детей в различные группы блюд.
Тыква по пищевым достоинствам как будто специально создана природой для детского питания. Мякоть тыквы содержит много сахара, каротина, витамина С (до 10мг%), В1,В2,В6, никотиновую и пантотеновую кислоты. Богата она и минеральными веществами, в том числе фосфором, кальцием, железом, калием, медью, марганцем, кобальтом и др. много в тыкве пекти6новых веществ.
Огурцы среди овощей – чемпионы по содержанию воды (96%). Но тем не менее они полезны, так как содержат нежную клетчатку, играющую роль в нормальной жизнедеятельности кишечника, являются источником калия, способствует нормализации водного и минерального обменов. Благодаря тонкому, нежному своеобразному аромату повышает аппетит, улучшают усвояемость организмом питательных веществ.
Помидоры содержат значительное количество яблочной и лимонной кислот, а так же калия (300мг%). Основное полезное свойство их заключается в высоком содержании ликопинов. По содержанию витамина С (20-40 мг %) некоторые сорта помидоров близки к цитрусовым.
Салат появляется ранней весной, когда другие овощи еще отсутствуют. Поэтому важно включать в рацион детей для обогащения пищи витаминами и другими биологически важными веществами.
Пряные овощи (укроп, петрушку, сельдерей), а так же лук, чеснок, добавленные в пищу, делают ее более ароматной и аппетитной. Вместе с тем они содержат много витаминов, особенно аскорбиновой кислоты, а так же каротина и витаминов группы В. Систематическое употребление пряных овощей в питании детей может служить не только хорошим витаминным и антимикробным средством, но и в ряде случаев профилактическим и лечебным средством при малокровии, заболевании почек, печени, глаз.
Как известно, в природе не существует такого продукта, в котором были бы все необходимые организму вещества (за исключение материнского молока для новорожденных). Поэтому комбинации разных продуктов лучше всего обеспечивают организму доставку с пищей необходимых веществ. При большом разнообразии продуктов организму для оптимального функционирования легче выбрать необходимые компоненты для синтеза жизненно важных веществ (белков, ферментов, гормонов и др.).
Однообразное питание, к тому же длительное, может вызвать понижение аппетита, нарушение обмена веществ и в конечном счете приводит к поражению отдельных органов и систем организма. Отсутствие в рационе овощей, фруктов и ягод неизбежно создает в организме дефицит витаминов С и Р. Преимущественное потребление рафинированных продуктов (сахара, изделий из муки высшего сорта, очищенного риса и др.) резко снижает поступление в организм витаминов В1, В2, РР. При длительном питании только растительной пищей возможно развитие гиповитаминоза В12. Ограничение в рационе жиров уменьшает всасывание из кишечника жирорастворимых витаминов и некоторых минеральных веществ. При недостаточном поступлении с пищей полноценных белков может возникнуть дефицит витаминов С, А, В2, РР и др.
Прием пищевых продуктов и продовольственного сырья в организации общественного питания образовательных учреждений должен осуществляться при наличии соответствующих документов (удостоверения качества и безопасности пищевых продуктов;; документов ветеринарно-санитарной экспертизы; документов изготовителя, поставщика пищевых продуктов, подтверждающих их происхождение; сертификата соответствия, декларации о соответствии и др.), подтверждающих их качество и безопасность, а так же принадлежность к определенной партии пищевых продуктов, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Продовольственное сырье и продукты, используемые для оказания услуг в образовательных учреждениях, по гигиеническим показателям и показателям пищевой ценности должны соответствовать Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.3.2.1078-01 «Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов», требованиям другой нормативно-технологической документации, санитарным правилам и нормативам и не содержать кормовых добавок, стимуляторов роста животных, генномодифицированных источников, отдельных видов лекарственных средств, нитритов, пестицидов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений.